15 отзывов
+78422389715
Контакты
МБДОУ "Центр развития ребёнка-детский сад № 111 "Рябинушка"
+7842238-97-15
Татьяна Михайловна Толочманова
РоссияУльяновская областьУльяновскул. Героев Свири, 20
Карта

Методические материалы разработанные в МБДОУ

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

детей 5- 7 лет.

Педагог-психолог МБДОУ№111  Ефимочкина Е.В.

 

1. «Добрый друг»

Очищаем апельсин (изобразить)

На тарелке он один («тарелка»)

Апельсин я разломлю (изобразить)

Всех знакомых наделю (движения кистями от груди вперед)

Эту дольку Ване, эту дольку Тане (движения кистями, как при раздаче долек)

Ну а что останется, только мне достанется (движения кистями вперед, к груди)

 

2.«Засолка капусты»

 Мы капусту рубим (двигать прямые кисти верх –вниз)

Мы капусту трем (трем правым кулачком по левой ладони)

Мы  капусту солим( пальцы в щепотку)

Мы капусту жмем ( сжать обе кисти в кулаки)

 

3.«Большая стирка»

Буду маме помогать, буду сам белье стирать ( трем кулачками друг о друга)

Мылом мылю я носки (провести кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки ( трем кулачками друг о друга)

Сполосну носки я ловко (двигать кистями рук вправо- влево)

И повешу на веревку (поднять руки вверх, кисти согнуты)

 

 

Консультация для воспитателей

 

Тема: « Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе  изучения традиций и обычаев родного края»

 

Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Калинникова С.В.

МБДОУ №111 г. Ульяновск

"Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от неё».

(К.Д Ушинский)

 

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа, как исторической личности. Историзм присущ всякому познанию, независимо от его формы, поскольку не существует в мире неразвивающихся объектов. Общественно – исторический опыт человечества накапливается в форме явлений внешнего объективного мира, окружающего человека. Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего. Окружающий мир предметов с раннего возраста вызывает у человека любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать. Для удовлетворения данного желания ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком. Всю совокупность исторических знаний условно можно разделить на две большие группы: 1) знания об истории возникновения и развития каких – либо объектов материальной действительности; 2) знания об истории познания человеком этих объектов. Детям дошкольного возраста доступна для усвоения первая группа исторических знаний, так как представления о процессе преобразования человеком предметного мира с момента его создания создают перспективу его дальнейшего совершенствования. Кроме того, обращение к прошлому – одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое – настоящее – будущее), своих ценностных ориентаций. В процессе исторического познания ребенок осваивает мир предметов, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает предметный мир, «переделывает» природу, выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, деятель. И в первую очередь надо воспитывать в ребенке гуманистическое начало, дать понятие о подлинных человеческих ценностях, чтобы сформировать у детей представление о человеке в истории.  Необходимо приобщать ребенка к культурно-историческому наследию. При работе с дошкольниками в наше время остро встает вопрос о нравственном, духовном, патриотическом воспитании детей, этнокультурном образовании. И одним из верных способов является наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры, что, прежде всего, начинается с ближайшего окружения: с любви и уважения в семье, с любви и уважения к родному городу, к родной культуре. При этом в дальнейшем важно показать всю значимость человечества в целом, как развивался человек, как постепенно он обустраивал свою жизнь, проявляя всю свою изобретательность, воображение, творчество. В будущем каждому ребенку предстоит сохранить все нажитое его предками, а для этого ему необходимо научиться правильно распоряжаться нажитым имуществом и владеть им так, чтобы приумножить. В связи с этим, нашей задачей является развить у ребенка чувство трепетного отношения ко всему, что завещало ему человечество и желание сделать наш мир прекраснее. Именно на региональном уровне можно реализовать многие функции культуры как необходимых условий ее существования: познание истории культуры региона, ее сохранение, трансляция и возрождение. Поэтому необходимость использования региональных культурно- исторических ценностей на всех ступенях образования комплексно и целенаправленно для становления гражданина своей малой Родины и страны в целом. Притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их теплотой, а живя в селе, постоянно, с гордостью рассказывает он гостю о красоте и богатстве своего родного края.  В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям . В условиях поликультурного региона, каким и является Поволжье, образование должно строиться, как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине.

Ульяновская  область является многонациональным субъектом РФ и возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. И дошкольное образование является первым звеном в этой работе.

Установлено, что дети способны воспринимать культуру разных народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. Этот факт актуализирует изучаемую тему.

В нашем регионе живут – русские, татары, чуваши, мордва, марийцы и др. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступные их возрасту.

 Чтобы организовать образовательный процесс , направленный на формирование у детей представлений о традициях и обычаях народов Поволжья необходимо:

– обогатить развивающую предметно-пространственную среду;

– пополнить словарный запас детей по данной теме;

– осуществлять тесное взаимодействие с родителями;

Задачи

1. Обозначить пути формирования первоначальных представлений о традициях и обычаях народов Поволжья у детей  дошкольного возраста.

2. Определить содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для реализации механизма формирования у детей  дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Поволжья в условиях реализации ФГОС ДО, предложив темы :" : «Дружная семья народов», «Русский национальный костюм» ,«Татарский национальный костюм», «Промыслы народов Поволжья», рассказывание русских и татарских сказок («Отцовские советы», А. Н. Афанасьев ), пословиц и поговорок.

2. Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей  дошкольного возраста первичных представлений о малой родине, предложив темы для бесед: "Семьи бывают разные", "Вечер в крестьянской избе", "В тесноте да не в обиде", "Не имей сто рублей, а имей сто друзей".

4. Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента.("Укрась платок","Составь узор", "Чей костюм").

Отношение к родине, её культуре, истории, языку передаётся от родителей к детям. На основе любви к близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке, к родной природе у детей воспитывается интерес к более широкому кругу явлений.

Младшему дошкольнику 3 - 4 лет доступна лишь внешняя сторона небольшого круга общественных событий. Празднует вместе с родителями Сабантуй (праздник плуга и труда), наблюдает за салютом к  Дню Победы, не пытаясь разобраться в их причинах. Он просто радуется весёлому празднику. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Уже в этом возрасте на близких и конкретных примерах дети знакомятся с социальной стороной наблюдаемых явлений.

Детей старшего возраста знакомят с более широким кругом событий. Им даются некоторые сведения об общественной жизни на основе рассказов, книг, показа иллюстраций, картин. Детей этого возраста в доступной форме знакомят с содержанием, смыслом, значением некоторых общественных явлений, на основе уже имеющихся конкретных знаний можно постепенно давать первоначальные представления о жизни других народов, о столице родной республики, о других городах и сёлах России.

С целью воспитания у детей любви к Родине используются прогулки и экскурсии, чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы об увиденном и прочитанном, рассказы воспитателя и его объяснения, ответы на вопросы детей.

Любовь к родной природе – чувство неотъемлемое от чувств любви к Родине. Красоту природы отразили в своей музыке композиторы, в картинах – великие художники. Народные песни о природе родного края известны нам ещё с раннего детства. Особое место среди них занимают колыбельные песни.

Картины русских и татарских художников дети должны наглядно видеть на репродукциях и открытках.

Параллельно при ознакомлении детей с произведениями русских писателей и поэтов мы знакомим детей и с произведениями  писателей. К юбилейным датам оформляем уголки с портретом писателя, его книгами, а также рисунки детей по его произведениям.

Любовь к родному городу воспитывается при ознакомлении детей с его достопримечательностями – новыми домами, красивыми местами, парками, памятниками культуры. Детей приучают видеть те перемены, которые произошли в родном городе.

Для воспитания любви к своему народу, своей Родине огромное значение имеет усвоение ребёнком родного языка. В народном языке отражается жизнь родной страны, её природа, особенности труда людей, традиции, обычаи.

С усвоением родного языка ребёнок усваивает множество понятий, народных воззрений, у него воспитывается вкус к родному слову, любовь к народу, на языке которого говорит он и его родители.

Особенно широко в воспитании детей должно применяться народное творчество. Оно близко и понятно детям, и действует на них своей чарующей простотой.

Большое влияние на детей оказывает народная сказка. В её образах детям раскрываются обычаи и традиции народа, его характерные черты, его желания и мечты, вера в правду и справедливость, отвращение к жадности и алчности, ненависть к угнетению. Сказка, становится достоянием ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к родной природе, родному языку.

В воспитательной работе широко используются народные песни, народные игры, отражающие жизнь народа, его труд, быт и художественные вкусы.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Для украшения детского сада можно использовать элементы народно- прикладного искусства: ковры и дорожки, вышивки, глиняная посуда, народный орнамент, кружева – как образец для декоративного рисования детей. Произведения народного искусства вызывают у детей чувства восхищения мастерством народа.

В группах необходимо иметь:

- кукол в национальных костюмах (русском и татарском), передающие характерные черты того народа, который проживает в вашей республике;

- символику государства (гимн, флаг, герб);

- альбомы, иллюстрации о родном крае и достопримечательностях;

- в национальных уголках и уголках по ИЗО наличие орнаментов тех народов, которые проживают в вашей республике, посуды, изделия мастеров, вышивок, аппликаций;

- иллюстрации картин национальных художников;

- наличие художественных произведений известных писателей и поэтов, книги с народными сказками, фольклором (пословицы, загадки, поговорки), включать их в повседневную жизнь детей;

- наличие и подборку народных игр, подвижных и хороводных;

- подборку музыкальных произведений композиторов вашей республики их портретов;

- материалы о народных праздниках своего народа;

- консультации для родителей, тестов, анкет.

 

С .Михалков сказал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.